Public talk: человек глазами поведенческого экономиста

Четвёртый онлайн-фестиваль науки «КСТАТИ» сети Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ) стартовал 27 сентября с лекции Алексея Белянина, PhD (University of Manchester), заведующего международной лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики НИУ ВШЭ.

Эксперт объяснил, как поведенческая экономика рассматривает человека: «Человек – биопсихосоциальное существо. И согласно убеждениям экономистов, люди принимают рациональные решения, которые не будут им вредить. Так ли это?»

Алексей рассказал про две системы принятия решений. «Первая отвечает за решения, над которыми думать не нужно. «Дважды два? Четыре», — быстро ответите вы. А вот другая система заставляет нас налаживать новые мысленные цепочки. Задача маркетологов, воздействуя на первую систему, сподвигнуть человека купить товар. Рука в супермаркете сама так и тянется к чему-то на полке? Отдышитесь, разомнитесь, запустите систему «два» и подумайте, а оно вам надо?» — посоветовал эксперт.

Кроме того, Алексей отметил, что человек принимает несколько сотен решений в день, даже не замечая этого. Поведенческая экономика исследует, почему был выбран именно такой вариант. Эксперименты проводятся следующим образом. Учёные ставят людей в ситуацию, когда им нужно проявить свободу выбора, и фиксируют результат. Эксперт поделился результатами одного из таких исследований, согласно которому самые недоверчивые жители живут в Санкт-Петербурге.

По мнению Алексея Белянина, у атомщиков более простая работа, чем у экономистов. «Коллеги, вам просто жить. Ваши объекты исследований не имеют силы воли. Атомы подчиняются сложным, но понятным законам, которые не зависят от решения отдельного атома», — считает эксперт.

Запись Public Talk «Человек глазами поведенческого экономиста» можно посмотреть по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=6mG7XlzL3e4.

Онлайн-фестивали науки «КСТАТИ» сеть ИЦАЭ начала проводить в апреле 2020 года в связи с переходом на дистанционную работу. В среднем фестивальные события набирают от 50 до 100 тысяч просмотров.